Три рассказа за 30 дней. Точка

курс три рассказа точкаВот и закончился месяц моего участия в курсе писательского мастерства, организатором и куратором которого выступала Светлана Локтыш. Пока готовлю книгу к изданию, нужно записать основные выводы, впечатления и мысли от процесса и, конечно, результаты.

Второй поток дался мне намного хуже первого. Причин тому было несколько, но все они сводятся к личному. А оно — это самое личное — изначально было не очень готово идти на второй круг. Потому что чувствовало: участие в курсе отодвинет от моей работы с повестями, которые в марте я только начала раскручивать. Тем не менее, найдя как минимум две причины, почему мне стоит участвовать и в этот раз, решилась…

Вначале Светлана предложила заниматься правками повестей в ходе курса, но у меня не получилось. Как показало время, работать сразу над двумя большими произведениями мне пока сложно, потому что эмоционально они разнополюсные и сам стиль их написания разноплановый.

«Инкарнируй», которую я спустя полтора года решила подвергнуть авторской правке, требует слишком большой работы. К тому же морально это сложный  текст, который просто не могу совмещать с чем-либо ещё. Для его правки нужно выделять не только время, но и настроение: погрузившись в него на некоторое время, потом всплыть и восстановить душевное равновесие.

С «Письмами» не получилось по другой причине: они написаны в позитивном ключе, и для работы над ними (там осталось несколько моментов внести по сюжету и сделать авторские правки) тоже требуется соответствующее настроение — оптимистично-радостное. А его у меня в апреле не случилось.

Вообще, большим удивлением, если даже не потрясением, оказался мой полнейший ступор в начале курса, который продолжался почти полторы недели. Когда я просто не могла писать, тупо уставившись на пустой лист бумаги. С трудом «родив» первый из положенных рассказов, пора было приниматься за второй, который мне пришлось писать трижды.

Такого в моём опыте до сих пор не было:
три варианта одного и того же рассказа.

И спасибо Музе и Вселенной: хотя бы третья попытка оказалась приемлемой, чтобы почувствовать внутреннее удовлетворение от написанного.

муки писательского творчества

Самое жуткое было с третьим рассказом. Его я только начинала писать трижды. То есть: писала половину страницы и вставала в недоумении. Потому что вообще не было мыслей, как продолжить. Убирала. Писала опять половину страницы и опять останавливалась в непонятках. Кое-как с третьего раза у меня получилось пойти дальше, чем на половину страницы. Но и сам рассказ в итоге вышел на неполных две.

В первом курсе я сделала вывод: рамки нам необходимы, потому что дают представление о других (отличных от привычных) методах и вариантах работы над текстом. И, попробовав писать в рамках, вполне можно потом приспособить эти рамки под себя.

Но на этот раз попытка «войти в рамки» меня раздавила десятитонным катком. И я долго соскребала себя, пытаясь встряхнуть писательские навыки. Спустя время Муза сжалилась надо мной. И в промежутке между тем, как я, вырывая на голове волосы и ударяясь ею то о стол, то об оконную раму, стенала над вторым и третьим рассказами, всё-таки подкинула мне текст для четвёртого рассказа.

Он вышел не таким, каким его хотели бы видеть редакторы и многие современные читатели. Но зато он такой, какая я. И он написан так, как привыкла я — без рамок, предварительного продумывания героев, целей и прочей, несомненно полезной, предварительной работы. Да, в нём, как и в большинстве моих рассказов, нет не только чётко сформулированного конфликта, но даже намёков на него.

Но, с другой стороны, возможно, это мой авторский стиль. Иначе не могу объяснить, почему всегда пишу именно так, и почему мне всегда крайне сложно даётся сознательное прописывание каких бы то ни было «конфликтов». В этот раз я наглядно убедилась: если буду ломать себя, свой творческий процесс, то вообще перестану писать.

Хотя признаю́, что рассказы с конфликтами выходят более динамичными, яркими, запоминающимися.

Удивительным образом сплетаются у меня в последнее время рисование и писательство.

рисовать и писать

Так получилось и в этот раз — для обложки нарисовала три иллюстрации, чтобы определиться с названием сборника. А потом включилась творческая волна и я решила, как и в первом сборнике, дополнить рассказы иллюстрациями. Правда, в этот раз их вышло всего три. А та, что на фото, не вошла в книгу по техническим причинам. 🙂

Итоги курса писательского мастерства

Изначально в плане для меня значилось: написание трёх рассказов и завершение правки одной из повестей.

В итоге у меня имеется только четыре рассказа (хотя четвёртый сложно назвать рассказом в полном смысле слова, скорее, зарисовка).

Хорошо или плохо? Это мой опыт. В нём нет оценок, есть выводы. Но о них чуть ниже.

Не буду дублировать основную информацию, которую уже изложила Светлана в финальной статье о курсе. Будет справедливо, если вы пройдёте по ссылке, прочитаете и её отчет, как руководителя.

Мои выводы — это, скорее, субъективные мысли, основанные не только на процессе писательства и курса в целом, но и ряда не зависящих от курса событий.

Вывод первый: конкретно мне, как писателю, нужно писать свободно, как пишется. Обычно у меня текст сам складывается в слова, а образы рождаются извне. Потом можно брать этот первый набросок и его уже прорабатывать по схеме: замысел, цели, герои. В противном случае я получаю полную блокировку писательского вдохновения.

Вывод второй: нужно помнить о «своей дороге».

Есть прекрасная притча о том, что окружающие никогда не будут довольны, всегда найдётся, кто не поймёт, кто осудит, кто посмеётся, кто тыкнет пальцем. Поэтому стараюсь придерживаться такой позиции:

реакция-моя-карма

И как никогда в точку опять пришлась цитата, опубликованная Алишей, которую я уже на протяжении последнего года регулярно перечитывала, словно молитву. И хотя там каждая фраза важна и нужна, в апреле для меня стало актуальным:

Так или иначе, продолжай свой путь, и позволь другим идти своим.
Тебе не нужно объяснять или защищать его.

И вывод последний. Пора приостановить участие в разного рода курсах и конкурсах, чтобы разгрести и доработать те наброски и зачатки написанного, что уже «пиком коммунизма» навалены на жёстком диске, и давят на него сокращением жизненного пространства, а на мозг чувством вины.

Благодарности

Конечно, в первую очередь, благодарю Светлану за время, которое она тратила на нас и наши тексты, за знания, которыми она щедро делилась с нами, за опыт, который старалась передать нам. Всё это — бесценно.

Я также благодарна Наталье за её внимание к сложным моментам авторской и редакторской правки, а также за уроки, которые я получила в результате общения с ней.

И я благодарна Вселенной. За то, что поучаствовала в этом курсе, и за то, что смогла дойти до конца, не сойдя с дистанции.

И, безусловно, благодарна всем, кто прочитал этот «отчёт», и кто ещё прочтёт наши рассказы.

Как и в прошлый раз, банер со ссылкой на сайт книги появился справа. Рядом»Волшебной скалочкой». 😉

Благодарю за ссылку на эту статью!

Три рассказа за 30 дней. Точка: 34 комментария

  1. Здравствуйте Светлана! Какие же муки творчества вы испытывали… Или можно на ты? Обязательно прочитаю все рассказы, но сейчас очень занята, дачные дела вышли на первое место.

    1. Софья, доброго дня. Конечно, ко мне можно на «ты». 😉
      На самом деле, такие муки со мной случаются не всегда… Но, видимо, они нужны были мне, чтобы преподнести урок, который до этого я не осознавала.
      Понимаю, весна — время для дачников и садоводов напряжённое. Удачи!

  2. Светлана, согласна с Вами — нужно идти "своей дорогой", не загоняя себя в рамки, и не "ломать себя", а оттачивать "свой стиль". Творческих успехов Вам.

    1. Валентина, а вы точно подметили: «нужно не ломать, а оттачивать». Вот как раз тут я и «споткнулась» в этот раз. Потому что как всегда, мой упрямый перфекционизм вкупе с максимализмом запудрили мне мозги. 🙂
      Благодарю за добрые пожелания. И вам Добра. 🌷

  3. Светланка, начинаем рассыпаться в благодарностях друг другу?

    Это очень здорово, что нам удалось хорошо поработать. И некая камерность позволила мне больше понять тебя, Свету Локтыш.

    Мне второй курс дался легче. Видимо из-за того, что не выпала, как в первый раз, по болезни. Или то, что было посеяно в январе, дало всходы. Не скажу, что со всеми рабочими моментами разобралась. Но почти пришло понимание процесса работы над рассказом. Остались чёрные дыры. Думаю, что и их залатаю. Нужно время для этого.

    Вы со Светой дали мне больше, чем в прошлый раз. Или я просто была готова принять знания? Начинаю повторяться.

    Поняла, что стоит отстаивать авторскую позицию, внимательно относиться к замечаниям и не бояться высказывать своё мнение в отношении творений более опытных «товарищей по оружию».

    Если будет ещё набор курса, пойду обязательно. Учится никогда не поздно. А много учится даже полезно. Ты сама пишешь, что что-то получила от меня. Значит, мы не только учимся сами, мы ещё и учим тех, кто учится с нами. Во, завернула! Без стопки чая и солёного огурца, не разберёшься!

     

    1. Наташа, ты просто "созрела". Каждому свое время для этого надобно. 

      А обучение, без сомнения, — процесс обоюдный. А ты — молодец, оказалась весьма смелой. 🙂

    2. Зачем же «рассыпаться», Наталья. Я от души и чистую правду писала. 🙂 Вас на самом деле можно ставить в пример — вашей гибкости и работоспособности, а также генерации идей можно только позавидовать. Хотя я и не из тех, кто завидует. Я радуюсь, что вы смогли открыть в себе этот творческий канал. 🙂
      Да, авторскую позицию можно и нужно отстаивать, только разумно. Иногда ведь со стороны виднее, а иногда наоборот. 😉 🙂
      Я без огурца разобралась, Наталья. Конечно, процесс «обучения» обычно идёт в двух направлениях — и это прекрасно.

      1. Девочки, замечательно, что мы так хорошо поработали. Всем нам по букету цветов и громкие аплодисменты . Мы все молодцы! И спасибо вам за терпение! 

  4. "Блокировка писательского вдохновения" — ты прям как про меня пишешь. Потому и не могу работать ни в каких рамках! И очень благодарна, что почти всегда в редакциях мне позволяли свободу "творчества"…
    Мои рассказы — это, как и у тебя, непродуманные в плане "техники" зарисовки, эссе, выплески энергии. Осталось понять — а нужно оно читателю в таком виде? (или это только нам нужно, чтоб выплескивать?). Потому что опыт профи-то свидетельствует, что без замысла-героя-конфликта поймать читателя на крючок интереса не так уж и легко…

    1. Ирочка, ты знаешь, в прошлый раз я «впихнулась» в рамки, и это было полезно. А в этот раз… Ну, видимо, тоже нужно было через это пройти. Я на самом деле многое поняла за этот месяц о себе, как писателе.
      Насчет — «нужно ли оно читателю» — сказать сложно. С другой стороны, если выплеснуть, а потом проработать получше — то получится ведь и не так плохо. 😉 Например, мой «Лукич» он так написан — сначала я задумала один сюжет, а когда начала писать, вышло всё совсем иначе. И потом я лишь «шлифовала» его. И, на мой взгляд, вышло неплохо. А недавно знакомая прочитала сборник и от её пары слов у меня родилось продолжение этого рассказа. Пока только в голове. 😉 Но сам факт — ещё неделю назад даже мысли не было возвращаться к нему. 😀 Вот тебе и творческий процесс… 🙂
      А про «поймать читателя» я обещаю тебе — напишу пост. Правда. Вот только со сборником по второму потоку завершу и напишу. 🙏

  5. Светик, а почему, ты говоришь, иллюстрация с железной дороге не войдет в книгу? Не ложится именно в рамки какие-то?..

    О "своей дороге", несомненно, стоит помнить. И учеба нужна не для того, чтобы писать по шаблонам и клише. Чтобы отступать от правил, надо их знать — для того и учимся. 

    Ты нашла свой способ письма: сначала — интуитивное, а затем уже прогонять по идея-замысел-конфликт. Ну, и замечательно! Я работаю наоборот: не пишу, если не поняла, что именно хочу сказать читателям — и это тоже замечательно. Важно найти свое, и это, по сути, была одна из негласных целей курса, и ты ее достигла. Она не могла не достичься: два месяца ежедневной работы над собой не могли не помочь лучше понять себя и способы своего творчества. 

    Я тебе тоже очень благодарна. За поддержку, внимание к текстам, а особенно — за то, что наши книги по результатов курса смогут прочесть люди. Т.е. одна — уже живет, вторая — вот-вот родиться. 

    А еще, апрель стал довольно сложным месяцем и для меня, проблемным. И творчество, общение с тобой и Наташей стало отдушиной. Меня как раз не пугали рамки "надо" — наоборот, мотивировали. Я не легла зубами к стенке попереживать — я знала, что мне надо работать, писать, обучать — коль взялась. Так что спасибо вам за мой не потерянный в пессимизме месяц. 🙂

     

    1. Светуль, не войдёт рисунок, потому что по вёрстке не встаёт. 🙂
      Мой апрель тоже был непростым, но и мне лежать было некогда. Несмотря на трудности я писала. Если бы не курс, три раза один и тот же рассказ, ей Богу, я писать не стала бы никогда в жизни (хотя и говорят «никогда не говори «никогда», и обычно я тоже стараюсь так не говорить). Но именно обязательства заставили меня всё-таки выразить то, что хотела — пусть и с третьей попытки. Хорошо читателям — они прочтут рассказ всего один раз и только заключительный вариант. А вот тебе с Натальей досталось… 😳

      1. Вот видишь, новый опыт — трижды писать один и тот же рассказ. 🙂 Главное, он удался. Толстой — и тот помногу раз свои творения переписывал. А их объем с объемом наших рассказов не сравнить. Так что почти с Толстым сравнялась :).

         

        1. Не, Светуль, я ни с кем соревноваться и сравниваться не желаю. Толстой — он и есть Толстой. А я… просто Света. 🙂

  6. "…За поддержку, внимание к текстам, а особенно — за то, что наши книги по результатАМ курса смогут прочесть люди. Т.е. одна — уже живет, вторая — вот-вот родиТСя".

    Ну, вот: в двух предложениях — две ошибки. И на старуху бывает проруха… Или "поспешишь — людей насмешишь"… 🙂

  7. Здравствуйте 🙂

    По «Инкарнируй» у меня у меня только одна непонятко была: почему не все сюжетные повороты раскрываются. Но авторская правка тем и отличается, что хочется, а главное, можется, исправить вообще всё.

    Светлана, может, не нужно всё править? Просто поправь «нераскрытые линии» smileyА остальное можно в другом рассказе раскрыть.

    1. Доброго, Андрей!
      Какие именно «сюжетные повороты» ты имеешь в виду? Это первая часть, так сказать. Сейчас я хочу ее доправить, чтобы потом писать вторую часть — продолжение. И, возможно, третью. Не знаю, осилю ли… Возможно, какие-то линии просто пойдут в других частях. 😳

  8. Светлана, а мне кажется, что этот конкурс дал свои положительные результаты, несмотря на всё его напряжение и постоянный цейтнот. Вы осознали, что Вам это под силу.

    Но теперь, и Вы ту совершенно правы, надо просто остановиться и писать уже не на конкурсной основе, а для души, так сказать, не спеша, вдумчиво… Без ограничения по времени… Уверен, будут очень интересные сюжеты.

    1. Александр, это не был конкурс. Это был марафон, с обучением. Теперь надо, чтобы все уложилось в голове. Ведь, как ни крути, в любом курсе находится новая информация и новый опыт — их надо преосмыслить. Это покруче конкурсов. 🙂 И положительный эффект несомненен, думаю, с этим согласится даже самый заядлый перфекционист. 🙂

    2. Безусловно, Аелександр, плюсы были. И есть. 🙂
      Просто всему своё время — у меня наступает время «обрабатывать камни, которые насобирала». 😉 😳

    3. Александр, я писала для души. Меня просто "прёт". Девочки смогли разбудить то, что сидело глубоко внутри. И вот теперь ЭТО вырвалось наружу. 

  9. Какие вы все молодцы! И конкурсы организуете, и в конкурсах участвуете! А у меня на разные конкурсы времени нет (хоть я и не писатель, но ведь есть и другие конкурсы). Обязательно почитаю рассказы, но чуть позже, А то никак статью не сяду писать. Тоже стопор какой-то нашел.

    1. Ирина, простите! Как-то среди прочих ваш комментарий остался незамеченным. Каюсь.

      Благодарю за добрые слова нам всем и мне в частности. 😳 На самом деле, как я посмотрю, май у многих стал сложным в плане эмоций, творчества, жизни вообще. Желаю вам вдохновения!

  10. Участие в таких марафонах имеет жесткие ограничения по срокам, а для творчества это сложно. Очень понравился ваш рисунок (талантливый человек талантлив во всем). Удачи вам и вдохновения!

    1. Юлия, сроки — это ещё не самое жёсткое ограничение конкретно в этом курсе. 🙂 Думаю, для каждого, кто захочет участвовать в курсе, будут свои выводы, ведь процесс творчества тоже у всех происходит по-разному. Да что там, у каждого, у меня самой — сегодня я пишу так, а завтра эдак. 🙂
      Благодарю за похвалу рисунку, я пока так и не могу научиться видеть в своих рисунках что-то талантливое. 😳
      И спасибо за добрые пожелания. И вам всех благ! 🌷 🌷 🌷

      1. Понятно, каждый в одной и той же работе видит свои сложности. : ) Когда мне заказывали книги (нон-фикшн для детей, связанный с физикой), то одно только ограничение по времени вселяло в меня такой ужас, что голова отказывалась соображать как следует. Причем выполнять эту работу приходилось часто по ночам, в ущерб сну, что тоже не способствовало ясности мыслей. И еще это совпало с ожиданием ребенка, а про "беременные мозги" вообще анекдоты ходят  )))

  11. Ух, ты молодец всё-таки, Светик, что пишешь, не сдаешься, когда нет вдохновения!!! Музу надо порой стимулировать. А в рамках "надо" (марафон) это немного легче, чем в обычные будни.

    Жду с нетерпением следующий сборник:)

    А, кстати, очень понравился рисунок с рельсами. ОЧЕНЬ атмосферный…!!

    Побольше тебе позитива в реальности, чтоб и поток творческий забурлил и "Письма" доделала:)

    1. Выбора не было, Алишик. Подписалась на участие в курсе, надо было исполнять. 🙂 Я ж упёртая, сколько раз лбом в стену бахалась. 😉 🙂
      Сборник вот-вот появится в магазинах — уже отправлен, ждём обработки.
      Спасибо за похвалу рисунку. В сборнике ещё три картинки, не считая обложки. 😉
      И благодарю за «позитива в реальности». Его есть у меня. 😉 Так есть, что даже «Письма» пишутся, и ещё один пост для здесь… (учитывая мой нынешний слог, кажется, редакторы будут плакать над моими текстами 😀 )

      1. Ну, прям-таки плакать! Не прибедняйся: хорошо ты пишешь. Даже в "таком состоянии". А может, именно в таком состоянии? Ты подумай. Бывает, что творческий человек поддерживает определенное состояние (не всегда — счастья) именно потому, что в нем творит невероятные вещи. Вдруг и твое подознание делает это, пытаясь помочь тебе проявить себя в писательстве наилучшим образом?!

        Только критика в себе усыпляй почаще: отдых ему не помешает. 🙂

        1. Ну, прям-таки плакать!

          Будут, Светочка, будут плакать!  Я ж упёртая, ты знаешь. А пишу иногда так, что лучше бы молчала.   

          Просто моё счастье такое вот странное, оно гибкое и текучее, с разными переливами и оттенками от белого к тёмно-серому и обратно. 😉

          Не, критика усыплять нельзя. Иначе он совсем уснёт. А без критика я не я…  

  12. Светлана, сегодня, вернее, уже вчера по нашему времени и я поставила свою последнюю точку в марафоне. Теперь осталось привести в порядок всё, что набросала за его время  и после. Генератор идей работал и работает не переставая.

    1. Наталья, вы умничка! Спасибо вам за вашу статью. И поздравляю с прекрасной идеей — провести конкурсы. 😉
      Мне проще — во время этого марафона не набросалось ничего, зато вот за предыдущие (ещё прошлогодние) разгребать буду весь год, видимо. 😳 😀

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *