Зачем пишут писатели?

зачем пишут писателиМоя подруга в одном из апрельских комментариев задала такие любопытные вопросы, на которые захотелось ответить развёрнуто. Но в апреле мне было несколько не до глубоких рассуждений, а сейчас руки и голова дошли до того, чтобы поделиться мыслями. Возможно, кто-то из друзей захочет высказаться по предлагаемой теме и у себя в блоге — с удовольствием почитаю, только пригласите. 😉

Сначала хотела привести целиком комментарий Ирэны, а потом ответить на него. Но, начав писать, поняла, что придётся всё-таки разбить вопросы на части — слишком обширные ответы получались на каждый вопрос. В итоге вышло почти интервью с начинающим писателем. Спасибо, Ирочка, за эти вопросы! И спасибо, что терпеливо ждала, пока я сформулирую на них ответы. 😳

цветочки

Ты отслеживаешь тенденции, что сейчас пишут хитовое, что люди с охотой покупают? И ведь наверняка это не рассказы (а может, я ошибаюсь)… 

Конечно, сейчас рассказы вряд ли могут соревноваться с романами или повестями. И, кстати, современные произведения в большинстве своём — это просто объёмные повести, а не полноценные романы, если придираться к требованиям жанра. Но простого читателя мало волнуют жанровые принадлежности, куда важнее сюжет и слог автора. 😉

Одно время пыталась отслеживать тенденции, читала лауреатов всяческих премий (не всех, конечно, но «громких», типа «Зулейха открывает (или закрывает? всё время путаю 😳 ) глаза», «Щегол», «Весь невидимый нам свет», «Трава поёт» и подобные), но потом зареклась… Даже вот сейчас процитирую сама себя… 😛

Положив руку на Библию, клянусь: «Никогда более не читать ни под каким предлогом романов, удостоившихся Пулитцеровской, Букеровской или какой-то ещё херни. Что? Херни нельзя? Хорошо. Пулитцеровской и Букеровской и иных премий, кроме Нобелевской». Хотя про Нобелевскую я еще подумаю…

Так начинался мой отзыв на лайвлибе, после прочтения «Щегла», который писала, напитавшись атмосферой этого произведения. Потому что зачастую на самом деле не понимаю: за что присуждаются эти самые премии. Говорю именно «зачастую», потому что есть и приятные исключения, например, роман «Обладать», лауреат Букеровской премии. Нобелевских лауреатов пока решила оставить для прочтения — по-моему, там отбор ведётся всё-таки как-то более пристально что ли… Но само количество книг, которые отмечены какой-либо премией сейчас возросло настолько, что, если читать их все, времени на собственное писательство уже не останется. 😉

Если же говорить о «массовой» литературе, то тут более прозаично. Например, так получилось, что я читала пресловутые «50 оттенков», но ещё до того, как они стали масштабно распиарены. И читала просто потому, что тогда мне нужно было занять мозги чем-то ещё, кроме самокопания и волнения от поездки к родственникам (по ссылке подробнее рассказывается и о поездке, и о моём впечатлении о прочитанной книге).

В целом же, если я читаю ту или иную книгу, то не потому, что она «бестселлер» или «звезда рунета», или имеет ещё какой-то громкий титул. Если мне интересна аннотация, если отзывы на книгу вызывают желание составить о ней собственное впечатление, то я прочту. А нет — так нет. 🙂

…не созрела ли ты на большую прозу — ну там роман, например? 

Хороший вопрос. Созреть-то созрела вроде бы, вот только моего «таланта» не хватает, чтобы написать эту самую большую прозу. Вот простой пример: рассказ «Ночная книга». Изначально задумывала его именно как полноценную книгу. Но села писать и всё… Сколько там — страниц восемь или девять в ворде? Вот такая у меня «большая» проза.

Сейчас работаю (хотя это громко сказано, ведь произведение пока отложено и когда вновь за него возьмусь — не известно) над повестью с условным названием «Письма Деду Морозу», там, конечно, не десять страниц. Что-то около 55, кажется. Но до сих пор меня не покидают сомнения, что это может быть кому-либо интересно… Вероятно, потому и встала «работа»…

зачем пишут писатели

Задумывала и полноценный роман, но и там пока только этап продумывания героев и общей сюжетной линии (почему-то год назад я интуитивно начала с этого, и, как показали курсы писательского мастерства, это правильно, особенно для написания больших произведений). И недавно: открыла этот файл, пересмотрела, добавила пару характеристик одному герою и закрыла. Сколько я буду собирать материал такими темпами? Вероятно, ещё лет десять. 🙂

Так и зрею. Как столетний баобаб. 😛 😀

Я вот иногда начинаю анализировать, — в шоке. Сейчас можно, нащупав ТУ САМУЮ тему, срубить нехило так бабла, даже без литературного таланта. Взять автора тех же самых «50 оттенков»… Или вот Сесилия Ахерн, к примеру. ВООБЩЕ мне не нравится, как писательница, а вон как популярна! Или книги Young-adult fiction — Голодные игры там всякие, Сумерки и прочие саги… Ты пишешь в сто раз литературнее (если можно так выразиться) этих авторов!

Вот уж не могу сравнивать себя ни с кем из изданных писателей. Просто потому, что их — издают, покупают, читают, пишут отзывы. Я же пока всего лишь начинающий писатель, у которого нет ни одного полноценного произведения, кроме рассказов. Следовательно, какой у меня опыт? Никакого. 🙂

Но и писать «на ту самую тему», которая может «выстрелить», увы, я тоже не могу. Вероятно, есть и такие писатели, которые вполне спокойно пишут «на заказ» или могут подстроить свои произведения под потребности современного читателя. Однако мой творческий процесс совсем иного рода. Об этом я тоже рассказывала, когда писала про итоги участия во втором потоке курса писательского мастерства.

Просто, на мой взгляд, тут нужно отталкиваться от того, зачем писатели пишут. Потому что есть разные типы авторов, которые пишут:

  • ради славы или денег (как правило, эта группа авторов с легкостью может писать «на заказ»);
  • и ради денег, и ради славы сразу 😉 ;
  • ради тщеславного соревнования («да и я не хуже Толстого могу» или «подумаешь, Роулинг! Я тоже умею»);
  • с поучительной, просветительской задачей;
  • чтобы поделиться опытом, биографией (как правило, известные люди);
  • чтобы самому разобраться в себе, своих проблемах (характерно для блогеров);
  • потому, что не может держать взаперти поток слов, который приходит извне.

Я отношу себя к последним двум типам — часто в моих произведениях ищу ответы на вопросы, через ситуации с героями разбираюсь в собственной жизни, либо пишу просто потому, что «идёт поток», который я просто не могу удержать. Именно так, например, писался мой рассказ «Лук».

Думаю, это объясняет, почему для меня трудно ломать себя и писать о том, к чему нет устремления или о чем нет понимания. И именно поэтому мне трудно участвовать в разного рода литературных конкурсах — мои работы не подходят то под одно требование, то под другое, а менять их ради конкурса рука не поднимается. 😳

зачем пишут писатели

Как у нас в стране сегодня тема литературных агентов — полный ноль или есть какие-то подвижки? (хорошо бы…)

Да, подвижки в практике литературного агентства имеются. Есть авторы, которые помимо писательства взяли на себя роль продвижения молодых писателей в издательствах, например, та же самая Ирина Горюнова, о книге которой я уже рассказывала, или Ольга Соломатина. Это только пара примеров, в целом, думаю, если задаться целью, можно найти массу имён. Но опять же, у меня самой опыта работы с литагентами не было (иначе я бы давно была не начинающим писателем 😛 ), могу только предполагать. А вот предположения мои очень уж не радужные. Как я понимаю, работа российских литературных агентов совсем не то же самое, что работа заграничных коллег. Особенности книгоиздательского бизнеса в России накладывают отпечаток. 🙂

Ну, и кроме того, на том же лайвлибе постоянно расширяющийся список книг с пометками об их интернетном первоисточнике говорит сам за себя. 😉 Та самая мысль, которую я развивала в своей статье: сейчас больше шансов получить известность, публикуясь в интернете, чем обращаясь напрямую в издательства…

А потому, в очередной раз выдаю себе пинок на доведение до издания хотя бы одной книги в этом году, потому что именно это стоит у меня единственной целью на 2017 год. ✍🤔😳

Благодарю за ссылку на эту статью!

Зачем пишут писатели?: 51 комментарий

  1. Вот интересно, Л. Толстой, Достоевский, Тургенев, Пушкин, Лермонтов — наши русские классики, почему и ради чего писали? Мне кажется, тоже исходя из двух последних пунктов. 

    1. Валентина, касаемо Достоевского — многие вещи именно «ради денег» написаны. За других достоверно не скажу, но в те годы писателям платили гонорары более исправно, не то, что сейчас. 🙂

    2. Многие известные писатели работали ради денег. Помню, читал разбор Трёх мушкетёров в этом аспекте. Приводились фрагменты диалога молчаливого Атоса с не менее молчаливым его слугой Гримо. На каждой строке по одному слову… Ну типа:

      — Они?

      — Да.

      — Сколько?

      — Три.

      Ну и так далее, целые страницы в таком духе… Оказывается в то время во Франции писателям платили за количество страниц. По этой причине Дюма их так и растягивал. Хотя мастер, конечно, при чтении такие моменты очень органично вписываются в сюжет и вроде даже незаметны…

  2. Все, кто пишет книги, в той или иной степени подвержены гордыне и пишут их именно по перечисленным причинам. Когда автор хочет "разобраться в себе и в своих проблемах", то лучше ему сначала разобраться. Что же касается "потока слов", который приходит извне", то тут тоже надо понять, кто этот диктатор или диктун, не знаю, как правильнее сказать. По Евангелии пророков больше не будет после Иоанна. Так что в этом случае писателю лучше попить успокоительного, чтобы не усугубить состояние.

    На мой взгляд книги, пользующиеся успехом — это книги, в которых автор выражает свою точку зрения, иногда противоположную общепринятой, иногда созвучной с ней. Причем не тупо — "я против" или "я за", таких, как раз, каждый второй. Он аргументировано и последовательно, выражает свое отношение к событию, которое сам же и обнажает, развивая свой сюжет. Не забывая, конечно и про художественную составляющую — если претендует на нечто большее, чем просто быть оригинальным.

    Писать об этом можно как в прямой, так и скрытой форме. Тот, кому удается завуалировать ответы на поднятые вопросы, дав лишь намек на их решение, может рассчитывать на нечто большее, чем гонорар за свои труды. Не надо думать, что он станет классиком и будет изучаем в школах будущего. Классиков в общепринятом смысле, увы, больше не будет. Времена изменились. Просто писатель получит удовлетворение, ради чего он собственно и стал писателем, если возвращаться к теме статьи.

    Повторюсь, Светлана, Вы на пути к этой цели. Все, что не так художественно, исправят корректоры,рецензенты, редакторы и прочие. Все, что скудо по природе не исправит никто.    

    1. Юрий, ну, смотря что понимать под гордыней…
      Если я пишу, чтобы разобраться в себе, какая ж тут гордыня? Просто я не могу, например, по понятным причинам прожить сразу несколько вариантов одной и той же ситуации. Вот я и ставлю героев в схожие условия и смотрю, как они себя поведут. 🙂 Глядишь, и ответ на мои вопросы находится.
      Юрий, вы озвучили и мою мысль — насчёт классиков. Мне тоже кажется, что вряд ли будут современных авторов изучать в школе… Хотя, кто знает. Толкиена читают, видимо, и Роулинг будут.
      И благодарю за добрые слова поддержки моего скромного писательства… Я вредный автор, просто так корректорам, редакторам и рецензентам не дамся. 😛 Поскольку у меня самой есть некий опыт в этой сфере, то я обычно в некоторых моментах отстаиваю своё право писать. 🙂

    2. Юрий, очень хочу почитать, что пишите Вы. не могу согласиться с этим высказыванием:

      пользующиеся успехом — это книги, в которых автор выражает свою точку зрения, иногда противоположную общепринятой, иногда созвучной с ней

       

      Сейчас чаще чтиво пользуется успехом, а не литература. И в авторах те, кто поймал тенденцию за хвост.

      1. Наталья, а у Юрия в блоге есть ссылки на его книги. 😉
        Насчёт успеха, полагаю, случается по-разному. В своё время Донцова была в диковинку со своим жанром «иронического детектива», и именно поэтому «поднялась». Женские бульварные романы и сейчас ещё «на волне», хотя, конечно, не в такой степени, как было в начале 2000-ых. Для меня лично большое удивление — внезапный подъём на те самые, упоминавшиеся уже «50 оттенков», ведь там вообще не понятно что… Так что, многое зависит от удачливости автора, наверное… 🙂

      2. Ух ты, и здесь есть отклик на мои высказывания! И опять, Наталья. Вы наверное не ровно ко мне дышите. Шучу. Как же все-таки полезно возвращаться на места, где что-нибудь говорил. Мне приятно, что хотите глянуть на мои опусы, хоть и понимаю, что не к добру все это. Я боюсь, когда читают люди, более менее знающие писательское дело. Все потому, что писателем никогда не был и даже не думал об этом. Но как то так получилось, надо было описать один эпизод из жизни. Начав писать увидел, что его невозможно вырвать из контекста, для того, чтобы были понятны аргументы. Убил кусочек времени, но писал легко и непринужденно, словом, в удовольствие писал и тогда уже решил довести до логического конца, но уже с вымыслами и прочими атрибутами художественного произведения. Вышло четыре книги, объединенные одной идеей или сюжетной линией, не знаю, как правильнее. Я все это назвал романом и издал в самиздате под названием Ридеро, вы все знаете, что это такое. Но почему боюсь? Да потому, что редактуры профессиональной мои книги ни разу не видели и корректуры тоже, да и вообще профессионалы не видели. И конечно же мне стремно даже показывать все это. А недавно, спустя шесть месяцев начал читать свою первую книгу и стало мне тошно. Ой как тошно стало, Теперь понял, почему подсознательно не хотел отдавать на суд профессионалов. Не потому, что денег жалко, а потому, что предполагал, да и знал, дилетантство в любом деле красной нитью показывает себя. Я поэтому не люблю ходить в караоке, так не удобно себя там чувствую. Словом у меня есть чемодан без ручки. А теперь еще и на негатив попался, так вообще — туши свет. Вы, Наталья не обращайте внимания на мою самонадеянность, все люди обладают недостатками, отнеситесь снисходительно, давайте лучше дружить.

        1. Юрий, вы зря так о себе… Написать четыре книги — это большой труд, даже без редактуры. И, думаю, Наталья со мной согласится. 🙂
          Но вот что странно — почему вам не приходят ответы на ваши комментарии… (задумчиво тру лоб, но пока вариантов ответа у меня нет)

  3. Спасибо за ответы, дорогая! В принципе, нечто такое я и подозревала… Правда, заставила ты меня задуматься, серьезно, под какой пункт я подхожу, как писатель )))))

    А твои целям и планам желаю сбыться! Да будет ТАК!

    1. Ирочка, а зачем подходить под какой-то пункт? 😉 Честно, я так «навскидку» написала. Полагаю, есть и ещё какие-то варианты писателей… 🙂
      И благодарю за пожелания. Дай Бог, летом всё-таки я домучаю «Письма Деду»… И отправлю их в мир. 😳 😀
      А вообще забыла сказать. У меня в последнее время мысль такая пришла: видимо, моё писательство предназначено для «одного читателя». Ну то есть кто-то один-два человека прочтут, и то спасибо… 🙂

  4. Зачем пишу — не скажу. А вот почему — знаю: потому что не могу не писать. Думаю, это — самая важная причина, которая заставляет браться за ручку или садиться к компьютеру. Я вообще не могу заниматься тем, что мне не нравится. И если пишу, то потому, что нравится, что ручка и чистый лист бумаги, а также книги с очень раннего детства просто зачаровывали, завораживали.

    Но, конечно, писатели — люди, а каждому людю хочется кушать. Потому хорошо было б, если бы труд писателей оплачивался. Хотя бы на гонорарной основе, как минимум. Хотя бы — тех, кого признали профессионалами. Я — за жесткий отбор в Союзы — как раньше было, в советское время. Но если уж признан, то это — гордость для страны, и пора писателям платить хотя бы минималку ежемесячно. Для поддержания штанов. А дальше — пусть зарабатывает своими произведениями.

    Кажется, отступила от темы… Зато высказалась. Типа, Светуль, развила слегка то, что ты наваяла. 🙂

     

    1. Ну, Светочка, «почему пишу» и я могу сказать тоже самое — потому что не могу не писать. Как только наступает «тишина» в писательстве, моё настроение падает ниже уровня городской канализации. 🙂 Так что, пишу. Как пишется, что пишется. А зачем — уже стараюсь не думать. Если бы не Ирэна, и дальше помалкивала бы… 🙂
      Спасибо, что высказалась. Мне кажется, развивать тут много можно чего… 😉

        1. Журналист во мне не умер — всегда всех закидываю вопросами, миллионами вопросов, это моя фишка ))))

  5. Думаю, что каждый человек как-то самовыражается. Бог дал разные таланты: одному — писать, другому — говорить, третьему — рисовать, четвёртому — руки золотые и т.д. Не всегда человек может найти себя сразу. В психологии есть такое понятие — антивундеркинды. Это люди, одарённость которых открывается в достаточно зрелом возрасте, иногда после потрясений. Поэтому искать не возбраняется.

    1. Согласна с вами, Галина — каждый ищет свои варианты самовыражаться. И это прекрасно, на мой взгляд.

  6. Светочка, привет! Интересный вопрос, и ведь я на эту тему не задумывалась со школы. Помнишь, как учили: "Третий сон Веры Павловны. Автор хочет показать пробуждение разночинцев". "Я лиру посвятил народу своему". А Пушкин: "Я памятник себе воздвиг нерукотворный" — похоже, тоже хотел стать известным, и понял, что у него это получилось… А может, и не хотел, просто творил и творил, а потом уже понял, что все было не зря. 

    А может, талантливому писателю нужно просто творить? А цель ему поставит Боженька…

    Как думаешь? 🙂

    1. Татьяна, доброго дня. 🙂
      Вы ещё помните, чему там учили в школе? Да у вас прекрасная память! 😀 Я и в институте-то не помню, чему нас там учили, а, как догадываетесь, филологов вообще шпынями капитально, кто там и что в своих произведениях хотел сказать. 🙂 Но моя память стёрла всё под чистую — подчас вместе с именами героев этих самых произведений. 😀
      Может, талантливому писателю и нужно просто творить. Только вот вопрос — как понять, талант это или просто бумагомарательство? 😉

  7. Здравствуйте! Меня Юлия зовут. Было очень интересно прочитать Вашу статью. Я иногда тоже пишу, но звание писательницы не претендую — пишу в основном для себя, для сына и для родных. А вот на массового читателя не рассчитываю, да и сейчас тяжело, наверно, этому самому читателю угодить — столько уже написано.

    1. Юлия, доброго дня. Я тоже не претендую на звание писательницы. Это у меня скорее просто обозначение моего безделья, которым я прикрываюсь для сына и окружающих. 😳
      Не соглашусь насчёт «угодить тяжело» современный читатель всё так же хочет читать качественную прозу, написанную не бытовым языком, а красивым, образным. И вместе с тем, чтобы сюжет был нетривиальный. Хотя, дамские романы, написанные по одной схеме в бесконечных вариантах, тоже до сих пор занимают большую нишу на полках книжных магазинов. 😉 🙂 Всё зависит от того, зачем человек читает.

  8. Светланка, только что в блоге у Светы написала, в чём мы с тобой похожи. А сейчас в твоей статье кусок отловила:

    часто в моих произведениях ищу ответы на вопросы, через ситуации с героями разбираюсь в собственной жизни, либо пишу просто потому, что «идёт поток», который я просто не могу удержать.

     

     

  9. Светлана, Вы не помните, кто меня уговаривал что-то написать? А я тогда отвечал, что сюжет не продуман, детализация нужна, и так далее… Такое ощущение, что аргументы по ненаписанию Вами полноценного романа Вы у меня сплагиатили… cheeky

    Полностью с Вами согласен — книги, удостоившиеся разных премий в наше время не являются книгами, которые интересно, поучительно и занимательно читать. Ну и что с того, что автор удостоился премии? Обама вон тоже премию мира получил… У меня такое-же отношение и к оскароносным фильмам…

    Зачастую намного интереснее и полезнее читать тех авторов, которые и безо всяких премий популярны. 

    1. Александр, ну, уговорами вас не проймёшь. 😛 А что касается моих аргументов, то смотря о каком романе говорить. Про «Ночную книгу» — я хотела написать именно как роман, но не вышло. Про «Письма» — тоже в планах было романом назвать. Но, несмотря на объем, это всё-таки не роман. А про тот, что задуман как роман, так там вообще нет сюжета толком даже. Так что, ничего не плагиатила, потому что хотя бы попытки предпринимала. 😛 А теперь просто пишу рассказы и уже не мучаюсь от того, что не напишу никогда «Войны и мира». 😀

      Зачастую намного интереснее и полезнее читать тех авторов, которые и безо всяких премий популярны.

      Сейчас у издательств порочная практика, как только получает произведение популярность, сразу навешивать какие-то ярлыки, а иногда наоборот — сначала ярлык, а потом популярность. Вот и получается хаос, когда сложно понять, где просто книга, а где «бесцеллэр»… 😳

      1. А кто  обращает внимание на ярлыки издательств? У читающих людей уже сложилось собственное предпочтение как в плане авторов, так и в плане жанров.

        А вообще, Окуджава озвучил когда-то замечательные строки:

        Каждый слышит как он дышит
        Как он дышит так и пишет не стараясь угодить
        Так природа захотела почему не наше дело
        Для чего не нам судить…

        Если у писателя на первом месте коммерция, то это уже не есть хорошо.  

        Светлана, я просто уверен, что у Вас будут ещё полноценные романы.

        1. Спасибо, Александр, что верите в меня. 😳
          А слова Булата Окуджавы у меня в лирушном дневнике в качестве эпиграфа уже несколько лет «висят». Очень созвучны они мне. 🙂

          1. Светлана, я тоже в тебя верю. Знаешь, я же многому у тебя научилась. И ты мне помогла переосмыслить некоторые вещи. Так что будем зорко наблюдать друг за другом. И помогать, если понадобится помощь или поддержка.

            1. Благодарю, Наталья.

              Мне приятно, что и в этот раз вы что-то от меня взяли… Хотя для меня это удивительно, ведь больше половины марафона меня почти не существовало…  

              1. Александр, почему обеими? Я, Наталья, Светлана Локтыш — уже трое нас… А у вас глаз на всех нас точно хватит? 😉 😛

  10. Ещё глубже тебя прочувствовала. Надо писать, Свет, обязательно!

    А Зулейха тоже не понравилась? Мне прямо на душу легла эта книга…

    1. Потихоньку пишу, Алиша. Просто хочется довести до ума написанное ранее, а то не отпускает оно. А там можно бы и на новые вещи смотреть…
      «Зулейха»… Скорее понравилась, чем нет. Но не слишком впечатлила. Мне же помимо слога, который там достаточно хорош, ещё и надо эмоционально-чувственную сторону теребить, а там как-то слабовато. Ну или просто меня не зацепило, не знаю.

        1. И здорово, что черканула — я с удовольствием почитаю твои мысли о писательстве. Давненько ты об этом не говорила. 😉

  11. Светик, написала только что комментарий, он ушел, но при этом не отобразился… Со ссылкой. Ты его видишь?

    1. Не страшно, Алишик. Все комментарии со ссылками у меня уходят сначала на модерацию. 😉 Сейчас появится.

  12. Иногда приходится писать не потому что хочу, а потому что надо. И этот способ я считаю самым действенным. Тут уж себя настроить, как говориться, сесть и начать писать.. Начать! А там должно пойти, зато потом, когда напишешь такое удовлетворение и окрыленность появляется..

    1. Согласна, Надежда. У меня тоже бывают такие моменты, когда НАДО писать. И садишься, и пишешь. Но художественные тексты я пока так не могу писать — потому что НАДО. 😳

  13. Отвечая на вопрос: зачем пишут писатели.

    Чтобы их читали те люди, которые сами не могут писать или им некогда этого делать.

  14. Честно говоря, тут такие серьёзные вопросы обсуждаете, а я сижу и хихикаю, потому что сначала восприняла заголовок так: "За чем пишут писатели?", и успела даже мысленно ответить: "За столом", а потом уже заметила отсутствие пробела 🙂

    Сразу вспомнила, как у меня когда-то давно ученица по английскому была, которая на каждое задание вечно ныла: "Ну зачееем?", а я ей строго говорила: "За столом!" 🙂

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *