Чем старше становится мой сын, тем всё чаще мне задают вопрос: «А выходите в садик?» И когда я отвечаю: «Нет», удивляются. Мол, садик же так нужен… Не спорю, кому-то он нужен. Но считаю, что пока мы с сыном прекрасно обходимся без него. Каждый раз пускаться в пространные объяснения, почему мой ребенок не ходит в детский сад, не вижу смысла. Поэтому, в основном, всегда отвечаю коротко, мол, мне муж разрешает не работать, поэтому я могу сама заниматься с сыном. Зря что ли педагогическое образование получала. 😉
И вот решила поразмышлять. А, может, действительно, люди правы, и мы что-то теряем, не посещая детский сад. Поэтому, беру исходные данные. Сейчас моему сыну 3 года и 9 месяцев (за время, пока писала этот пост, сыну давно исполнилось 4, однако). Можно, конечно, было «округлить», но факт в том, что сейчас он осваивает всё новые навыки, постепенно продвигаясь в сложных умениях (типа счёта и чтения), буквально каждый месяц. И, если в 3,9 он только-только начинал читать, то сейчас — в 4, 3 — уже вполне в состоянии прочесть маме или бабушке детскую книжку.
Интеллектуальное развитие:
- знает весь алфавит (с двух лет);
- читает названия магазинов, слова на упаковках продуктов и в книжках, а с недавних пор стал сам читать и свои книжки;
- считает уверенно до 30 — имеется в виду порядковый счет (чуть менее уверенно до 60, если совсем немного помогать, досчитает и до 100);
- учится складывать и вычитать в пределах 10;
- пробует писать буквы;
- сам составляет слова из букв магнитной азбуки (и делает это почти без ошибок);
- рисует простые геометрические формы (круг, квадрат, прямоугольник, овал) — понимаем, что условно, потому что координация руки пока не позволяет рисовать точно;
- различает плоские и объемные фигуры (прямоугольник и параллелепипед, круг и шар, куб и квадрат, треугольник и конус);
- управляется с ножницами (как рассказывала — во время изготовления новогодних открыток — сам вырезал по контуру круг и треугольно-трапециевидные формы);
- в начале года я научила его играть «в слова» (когда один участник называет слово, а второй на конечную букву этого слова придумывает новое, и так продолжается, пока не надоест), и играть может до полутора часов (пусть с небольшими «хитростями» с моей стороны (например, я стараюсь, чтобы мои слова не кончались на букву «а» в виду ограниченного словарного запаса у сына на эту букву) и очень редкими подсказками, но чем дальше, тем лучше он справляется, заодно пополняет свой словарный запас).
Бытовые навыки:
- сам раздевается, частично сам одевается — простые вещи (типа трусиков, футболки, шорт) надевает сам, застегивает замки и пуговички (шнуровка пока не доступна);
- сам всегда ест (отмечаю, что некоторые дети в 3,5 ещё иногда пользуются маминой помощью в данном случае; у нас это только, когда ему хочется особенного внимания — очень редко);
- сам умывается и чистит зубы;
- после еды ставит тарелку в раковину, а, когда есть настроение, может и помыть;
- убирает игрушки (конечно, не всегда с энтузиазмом, но раньше я помогала ему, теперь нет — просто он знает, что это его «обязанность»);
- подметает и помогает мыть полы (опять-таки, по настроению, но вполне хорошо);
- дед научил его управляться с пилой на даче — простые досочки может пилить;
- работает отверткой
к примеру, вот эту машину сам раскрутил, а потом закрутил (орудие пытки машины — то есть отвертка — слева).
Хочу обратить внимание: я сейчас просто констатирую факты, во мне нет никакой гордости за навыки ребенка, мало того, например, я считаю, что читать вообще-то нам рановато — ребенок должен играть в этом возрасте, а не учиться считать и читать. Но мой ребенок успевает всё. И я не могу запретить ему учиться читать… Тем более, что никаких специальных методик я не применяю…
При этом я не сажу его «на полчаса заниматься» — просто мне повезло: мой ребёнок очень быстро схватывает информацию и усваивает её. Такой родился.
Почему мы не ходим в детский сад
Теперь, собственно, подводя итоги — я считаю, что мой сын развивается вполне нормально, согласно возрастным усредненным показателям, при всей моей нелюбви к усреднениям. Кроме того, сейчас у него формируется интерес к чтению и письму. В тоже время я знаю, что в большинстве садов в группах установлены телевизоры (а мы смотрим мультики раз в неделю, а то и меньше), и потому предполагаю, что при общем уровне детей, которые не знают букв (вряд ли воспитатели в садах занимаются этим) он тоже потеряет интерес к чтению. А мне этого не хотелось бы.
Далее момент. Мой сын не спит днем. Он вообще «не режимный» ребенок с самого своего рождения. Как я мучилась, когда в новорожденном возрасте нужно было из-за проблем с питанием кормить его каждые два часа, а он не хотел этого. Постепенно, конечно, все наладилось. Но уже тогда, когда ему было 2-3 месяца, стало понятно: график 2 часа спим — 10 минут едим — 15 минут бодрствуем — это не для нашего ребенка. Он всегда жил только по своим внутренним часам. И тоже самое продолжается сейчас. Единственное, режимное время — это 23.00, когда он засыпает. И то — плюс-минус 10-20 минут. Заставить силой его что-либо делать практически нереально. Можно попробовать убедить или подкупить (например, поешь кашу, тогда пойдешь со мной в магазин — а то может пойти и без завтрака ведь).
Конечно, в саду его научили бы лепить и клеить более в широком плане, чем могу научить его я. Но я воспринимаю это лишь как ступеньку для моего развития — мне следует уделить внимание этой области творчества. Потому что всё новое сын с удовольствием принимается делать. И я купила пару пособий, которые помогут нам обоим на начальном этапе — ведь и сама я в детстве никогда толком не умела лепить из пластилина. Да и рисовала, честно говоря, не ахти. Хотя, было время, даже делала попытки в позапрошлом году участвовать в творческом марафоне, где были задания для развития навыков рисования.
Из минусов, который часто приводят сторонники «садиков», только один, который мне наиболее очевиден — недостаток общения со сверстниками. Так называемая «социализация». Но лично для меня это слишком маленький минус, который не перевешивает плюсы. Сколько того общения со сверстниками нужно ребенку до 5 лет? Да от силы час-полтора… Ему нужны родители в первую очередь. Бабушки и дедушки. А уже потом друзья. Согласно возрастной психологии, если мне не изменяет память, активное становление навыков взаимодействия и именно дружеских отношений, начинается только с семи-девяти лет. Безусловно, у каждого ребенка по-своему. Я вижу, что мой ребенок нормально взаимодействует с другими детьми, хотя, безусловно, не всегда всё идеально в этом отношении.
И потом, так называемая «нехватка общения» становится более ощутима зимой, потому что мы мало бываем на площадке и в гостях. Летом же он так активно общается, что этого, на мой взгляд, пока хватает за глаза. На данном этапе.
Сейчас сын очень много времени проводит с дедушкой и бабушкой на даче, а это и свежий воздух, и колодезная вода, и ягоды-овощи, выращенные заботливой бабушкой, и развитие мужских способностей (ребенок и поливает грядки, и носит дрова для бани, и помогает деду вообще во всем). А осенью, если удастся договориться с секцией, попробуем походить на айкидо — тут будет и спорт, и общение, и общее развитие.
Дальше будет видно, как сложится. В последнее время я стараюсь не делать опрометчивых заявлений в духе: «Я никогда…» Потому что жизнь показывает: чем активнее говоришь «никогда», тем чаще потом получаешь опровержение. Поэтому и тут я ни в коем случае не открещиваюсь от возможности посещать детский сад в будущем. Будет необходимость — будем ходить. Но пока этой необходимости нет — радуемся возможности быть вместе.
Согласна с тобой на все 100%!!! Очень жалею, что мой несадиковский ребенок вынужден был терпеть по моему недомыслию и глупости эту пытку. Но есть дети, обожающие садик — и пусть ходят, конечно! ))) Кстати, а вдруг Юрику бы понравилось?
А я и не говорила, что считаю, что садик — это плохо. 😉 Конечно, кому-то садик даже показан, наверное. Насчет понравилось Юре — может, и понравилось бы. Просто пока нет необходимости ходить — мы и не ходим. 😉 Я проще смотрю на всё — если будет «нужно», то само сложится так, что мы пойдём в сад. А пока, раз не складывается, значит и не нужно. 🙂
На мой взгляд, Светик, ты всё правильно делаешь. Ты слышишь потребности своего ребенка и следуешь им, не пускаешь на самотек развитие. И, знаешь, судя по всему, Юра гораздо более развит в своей возрасте, чем многие дети, посещающие садик. Молодец ты! За минусом нервотрепок и столкновений с агрессией, которая нередка в саду, с другими детьми.
Алиша, на самом деле, я просто не давлю его своим «родительским авторитетом». 🙂 Просто если ему что-то интересно и он задает вопросы — всегда нахожу возможность ответить, и очень многое мы делаем с ним вместе в силу как раз того, что он не ходит в сад. 😉
А вот что касемо «нервотрепок»… То иногда поход на детскую площадку мне стоит больших нервов — когда сын не в духе и начинает скандалить по любому поводу. 🙂
Люди всегда удивляются, когда другие делают не так как они! А я считаю, главное, чтоб вам с ребенком было самим комфортно!
Это верно, Надежда. Мало кто понимает меня, когда слышит, что мы не ходим в сад. А я просто считаю, что каждый родитель вправе сам решить — отводить ребенка в сад или нет — по обстоятельствам и внутренним ощущениям. 😉
Я тоже разделяю твои взгляды. Я часто переживала, что Даня что-то упускает, потому что все мои подруги водят детей в садик и горой за него стоят, я вроде как оправдывалась каждый раз в разговоре. А потом стала замечать, что по развитию ребенок от «среднего» ничем не отстает, и вообще уже даже к 4м годам они все совсем разные, и в своих умениях тоже. Что и есть норма. Юрик у тебя вообще такой молодец!!! В пример другим можно ставить 😉 Мне особенно понравилось про машинку и отвертку 🙂
Я собираюсь отвести Даню в сад в сентябре на пару дней в неделю с утра и до обеда. Но водить буду только если он сам захочет, я через слезы не могу вообще, да в моем случае и нет необходимости, слава Богу!
Да, Аленочка, я тоже часто объясняла с оправдывающимися интонациями, а потом поняла, что это ж дело каждого — водить или нет. И как-то стала больше в шутку переводить. 😉
Хотя специально никак с ним не занимаюсь, просто диву даюсь иногда — откуда он «хватает». Буквально на днях вообще «сразил» — читает «про себя» — то есть не вслух проговаривает слова, как раньше, а молча глазами по строчкам скользит. Конечно, это не всегда так, но сам факт говорит о том, что навык чтения продолжает развиваться. 🙂
Что касается «через слезы», Ален, все дети по-разному, конечно, но зачастую первые две недели именно через слезы и нежелание. У меня подруга повела на той неделе тоже сына в сад, ему 5. Так вот, ему так не понравилось, что он по утрам прямо плачет, мол, не хочу в сад… Не знаю даже, смогут они в итоге ходить или нет, потому что подруга тоже каждый раз переживает по этому поводу.
А у меня как-то все время получается зарабатывать деньги наравне с мужем буквально, а иногда и больше. И грех было этим не воспользоваться… Поэтому я все время была на работе, а дети, понятное дело, в садике. Слава Богу, они сами к этому спокойно относились, не устраивали утренних истерик при расставании.
Детский сад — для присмотра за детьми на время работы родителей, об индивидуальном развитии речи не идет, это может дать только любящий человек — мама, папа, дедушка…
У меня сейчас ситуация такая, что пока есть возможность, с кем оставить ребенка или на время работы взять его с собой, так что продолжаем обходиться без сада. 🙂 А в моём детстве сад был именно необходимостью, альтернативы которому не было совсем…
Каждый родитель сам выбирает что ему лучше, точнее его ребенку. Я в сад не ходила, но тем не менее общительная и с пяти лет читала книги в библиотеке. Сына я своего отдала в сад, потому были показания для этого. Некоторым деткам сад нужен не для того чтобы научиться читать и писать, а для раскрепощения. Сколько людей столько и мнений.
Конечно, Нина. Я ни в коем случае не настаиваю, что детский сад не нужен — кому-то даже очень нужен. Может, через полгода или год он и нам понадобится — кто знает. 😉
Это точно. Но я всегда рада за деток, у которых родители могут выделить время своим деткам и они развиваются с возрастом или даже опережая его. Но иногда видишь что ребенку никак без сада, а родители утверждают что все в норме.
Позитивно и вдохновляюще, как всегда! Спасибо, Света!
Согласна, ребенок так рано может и не уметь читать но если мама начинающий писатель, то по-другому быть не может у сына!)))))
Моей всего годик и мало что умеет, даже мама-папа ещё не говорит и как научить — ума не приложу. А ты молодец! Ох уж эти сады! 2 недели ходятся — 3 лечатся. Хорошо что есть возможность не отдавать туда деток!
Оля, ну насмешила… 😀 Мама — начинающий писатель, это совсем не показатель. У меня мама была бухгалтер, а я простейшие арифметические действия совершаю только с калькулятором. 🙂 😉
Специально ничему учить и не надо, Оля. Ребенок рано начинает говорить, как правило (опять же — не каждый ребенок так, у всех свои этапы развития), если в семье много говорят. Я с сыном разговаривала с самого рождения и обо всем, сопровождала каждое свое действие словами, уж не говоря о том, чтобы называть, что мы видим с ним вокруг. Поэтому он начал и говорить рано. А вообще для начала речи — год-полтора сроки. Так что у вас ещё не критично. И потом — говорение в этом возрасте, это слоги. ТО есть «ма» при обращении к маме или «па» при появлении в поле зрения папы — это уже разговор. 😉
Конечно не показатель, шучу. Но как говорится в каждой шутке, есть доля правды! Спасибо, Света, успокоила, буду говорить с дочкой.
В сад не ходил, поэтому и вырос замкнутым хмурым типом (:
Шутка конечно же. От человека зависит, его характера. Ну и от родителей кое-чего. Если видят, что ребёнок замкнутый, значит что-то в его жизни изменить надо. Не обязательно насильно насаживать общение. Но хоть как-то поспособствовать социальной раскованности полезно.
Андрюша, да-да! Уж ты точно хмурый и замкнутый! 😛 😀
Безусловно, ты прав, и я с тобой солидарна — всё в руках родителей и каждый вправе сам решать, как воспитывать ребёнка и как ему помогать адаптироваться к жизни в обществе и мире.
Мои ребята ходили в сад. Оба. приучали постепенно. Но и я, и муж работали, потому знали, что оставить будет не с кем.
В садик пошли, когда младшему было 3,5 года, старшему — 5. Специально нашли «логопедическую» группу, где детки были всех садиковских возрастов — и отдали вместе, в одну группу. Это поспособствовало тому, что дети лучше и быстрее прижились в саду — все же вдвоем. И стали еще дружнее. Заодно поправили несколько «упрямых» буковок. В общем, одни плюсы. Разве что одна из воспитательниц была не ахти, но вместе и это легче перенесли.
Я сама в сад не ходила ни дня: не было мест, напряг тогда был. Сестра — ходила года два. Обе выросли умненькие, дружные и любим друг друга.
Мой вывод: каждая семья должна решать вопрос с садиком самостоятельно, исходя из своих возможностей и желаний. Сад ни «умнит» ребенка сверх меры, ни «тупит». Главное — все сделать грамотно — и в случае, когда ребенка постоянно смотрит мама, и в случае с садом.
Ты молодец, Светик, что развиваешь сына играючи. На мой взгляд, это — лучший способ развития. Неважно, в саду он или дома. Думаю, ходи сынуля в сад, ты нашла бы время поиграть с ним вечером. У хороших родителей всегда есть время для детей, у нерадивых — отговорки. Хотя это — их выбор, и для чего-то их ребенку понадобились именно такие родители…
Да, конечно, времена были другие. И я сама ходила в сад, хотя и без особенного желания. И даже раньше, когда еще не была мамой, даже подумать не могла, что можно НЕ отдавать в сад ребенка. Видимо, решила попробовать, как это на практике. 🙂 🙂
По сути, конечно, сад — это просто место, где родители могут быть спокойны за детей, пока они зарабатывают на жизнь. 😉 Так что по мне именно гибкий подход в этом вопросе более справедлив — кому-то сад — это спасение, кому-то альтернатива, а кому-то — возможность, которой можно воспользоваться или нет… 😉 🙂
Светочка, самое смешное как раз в том, что я не развиваю сына. 🙂 Представляешь, он так многому учится сам, что я практически не участвую в этом процессе. Недавно, например, я приросла к дивану, когда увидела и поняла, что ребенок почти научился читать «про себя» — то есть не проговаривая слова вслух, а просто скользя глазами по строчкам… И ведь я не говорила ему — он просто видел, как я читаю. 😉 И так вот он во многом — схватывает «на лету». 😉 Повезло мне с ребенком просто. 🙂
Нам всем везет с нашими ребенками, просто некоторые этого не осознают. Что касается «я не развиваю сына» — понимаю, что это сказано условно. Мы развиваем детей — они развивают нас. Даже если «специально» этим не занимаемся. Это привыкли просто думать, что игры, специальные упражнения и прочее развивает детей. Нет, они развиваются и воспитываются НАМИ каждый миг нашего общения. Как и НАС развивают и воспитывают. Даже если кто-то сознательно отлынивает от воспитания — это тоже воспитание, это позиция, установка или программа родителя, которая вероятнее всего перейдет его ребенку. Или же ребенок поймет, как нельзя делать и попробует жить «наоборот».
Твой выбор с детсадом — тоже развитие и воспитание. В чем-то другое, нежели было бы, если бы сына в сад все же отправила.
Как-то так. Сумбурно, наверное.
Я не противница детского сода, но и не сторонница ярая. Дочь ходит в сад с 2,8 лет. Очень его любит и всегда с удовольствием идёт. А вот сыну теперь идти, дали нам направление, но я как-то совсем не хочу его отдавать, если бы была возможность не работать, я бы и не отдавала совсем до школы. Лучше, чем дома, ребёнку нигде не будет. Да и болеют они в разы меньше, когда дома сидят.
Леночка, рада видеть тебя! 🙂
У меня пока получается совмещать — и работу, и не водить сына в сад, а дальше как пойдет. 😉 Да, болячек в садах больше. Но самое забавное — мы умудряемся иной раз подцепить болячки даже без сада. Например, в год с небольшим на детской площадке ветрянку «нашли». 🙂
Поступать так, как принято — это ошибка. Если есть возможность быть вместе с ребенком, развивать его, почему бы и нет. Вон сколько ваш ребенок уже умеет! Ни в одном садике ребенок не получит столько любви и внимания, сколько рядом с любящими родителями. Что касается общения, действительно можно ребенка отдать в какую-нибудь секцию и социализация будет идти полным ходом. Это гораздо позднее у детей просыпается потребность много времени проводить с друзьями как можно дальше от родителей. А в таком возрасте ребенку интересно рядом с интересными родителями 🙂
Благодарю, Ольга.
Конечно, садик — он не для внимания, а для пригляда за чадами. 😉 Качественно заботу и внимание могут детям дать только родители и бабушки-дедушки. А общение с друзьями — это другие возрастные границы, всё верно.
Светлана. ваш сын столько всего умеет , молодец! И если у вас есть возможность быть с ребенком дома, то и в садик можно не ходить. Общение можно найти и дома. в гостях, на площадке. все дети по-разному привыкают и к садику. Моя внучка очень социальная, любит и большие компании, быстро находит контакты с детьми. Младшая дочь наоборот больше любит одиночество, не любит общество и в саду ей было не совсем комфортно.
Да, Ольга, пока есть возможность, я и не стремлюсь его отдавать. Я вижу, что сын тоже с удовольствием общается с детьми. А через полгодика, глядишь, примут нас в секцию. Там и физическое развитие подтянет, и для общения возможностей будет больше.
Сама не ходила в садик, и дочку в садик не отдавала. Ни каких проблем с общением, коммуникабельностью или социальной адаптацией. С дочкой занимались в дошкольных подготовках и ходили на танцы. В школе проблем не было — золотая медаль, и в университете красный диплом. Неважно садик или его отсутствие. Ребенку важнее, что в него вкладывают, а негде.
Согласна с вами, Елена.
Интересно, а что вы в школе делать будете? Ведь то чему учат в первом классе, вы уже знаете, а если и не знаете, то к 6-7 годам освоите. Будет слишком легко и совсем не интересно.
А вот это самое интересное, Евгения. Потому что как раз сейчас я серьезно размышляю об организации семейного обучения для сына. 😉 🙂
Это такая тема. которая вызывает бурю эмоций в комментариях. У каждого своё мнение. И только лет так через 20 мы подумаем, а правильно ли было моё решение? Если засомневаетесь, то может и нет. Хотя это уже не важно. Важно здесь и сейчас. Просто для взрослых важно жить для себя, а не для ребёнка. Если нет бабушек и дедушек, то и выйти без ребёнка нельзя. Да и на работу пора после 3-х. Если есть возможность не водить в сад- это только хорошо.
Согласна, Елена. Многие родители сейчас «спорят», приносит ли пользу сад или вредит. На мой взгляд, всё индивидуально — кому-то сад показан, кому-то не очень.
Насчет правильным было решение или нет — думаю, станет ясно уже быстрее. 😉 🙂 Примерно, когда пойдем (или НЕ пойдем) в школу. 😀
Я всегда везде с сыном почти — редко где бываю без него. У бабушки он не так часто, берегу её. Да и работа у меня сейчас такая, что можно когда-никогда и с ребенком прийти, он не мешает. 😉
В моём опыте есть такое, что без мамы ребёнок себя по другому проявляет. И это может быть истинный ЧЕЛОВЕК. Это хорошо, что у Вас ребёнок может и на работу с Вами ходить.