Сказки на ночь для ребенка

Сказки на ночь для ребенкаОсенью как-то на детской площадке одна мамочка рассказывала, что сыну в школе задали сочинить сказку. Сын в восьмом классе, и он пришел к маме, мол, помоги. Мама ответила, что она умеет хорошо считать (работает бухгалтером) и готовить, но сочинять сказки не умеет. Я посмеялась, потому что вот уже больше года практически каждый вечер «на ходу» сочиняю сказку на ночь для своего сына. 

Как это получилось и о чём сказка?

На самом деле идею отчасти подсказала мне книга Дорис Бретт «Жила-была девочка, похожая на тебя…», в которой описывается метод психотерапевтических историй для детей. Это была отправная точка — я просто отложила эту идею в своей голове, чтобы потом воспользоваться ею. Потому что в тот момент, когда я прочитала книгу, сыну был всего год-полтора. И тогда у нас любимыми сказками на ночь были «Сказка о мертвой царевне» и «Сказка о царе Салтане», которые я читала ему наизусть.

Сказки на ночь для ребенка

Когда они ему надоели, сын стал хныкать, едва слышал начальное: «Три девицы под окном…» И тогда я стала читать короткие стишки из детских книжек, которые днём мы с читали вместе. А потом, когда ему уже было где-то два с половиной, кажется, как-то сын попросил: «Мама, расскажи сказку». И я решила создать некую воображаемую семью, а все сказки, которые стали носить название «Сказка про Петечку», начинаются одним и тем же предложением: «Жил-был маленький Петечка, с мамой и папой в большом доме, с братиком и сестричкой».

Петечка чуть старше Юры — об этом мы узнаем тоже из сказки, а братик и сестричка — совсем малыши-близнецы. Большой дом — двухэтажный коттедж, где отдельные спальни у детей и у родителей, большая кухня и гостиная с камином. По ходу сказки, почти со сменой реальных месяцев, меняются времена года в сказке, и близнецы Женя и Юля — тоже потихонечку растут: если вначале они даже не умели ползать, а просто лежали в кроватке, то сейчас они уже начали ходить. 🙂

семья из сказки про Петечку

Так вот, когда мы с той мамочкой, которая не умеет сочинять сказки, разговаривали и я рассказала очень коротко суть моих сказок, она меня спросила:

— Почему именно Петечка?

— А откуда я знаю, — ответила я. — Просто сказку сочиняла на ходу, и это было первое имя, которое пришло на ум, отличное от имени моего сына.

Что идет в сюжет?

Всё, что угодно. Например, как однажды Петечка пошел в магазин за молоком и слишком задержался, потому что увлекся бегом за бабочкой и разговором с другом, а потом мама рассказывала Петечке, как сильно она волновалась. Или как Петечка с папой ездили на рыбалку. Или как Петечка помогал маме печь пироги. Или как мама учила Петечку вырезать снежинки (последствия этой сказки потом мне пришлось ещё отработать) и потом они украшали снежинками окна в их большом доме. Или как Петечка устроил скандал в магазине, требуя игрушку у мамы с папой, а папа и мама рассказывали, что так не прилично делать… В общем, самые разные варианты.

Самое интересное, что до последнего момента — то есть, когда сын не ляжет в кровать и мы не погасим свет, — я сама не могу предположить, о чем расскажу сегодня. Всё идет по принципу: «Что вижу — о том пою». Один раз, помню, придумала какой-то сюжет (уже не помню, про что именно), но потом, в процессе повествования поняла, что рассказываю совсем другую историю. Мысленно улыбнулась, но завершила ту историю, что пришла на ум. Я практически не запоминаю все эти сюжеты, и потому точного текста сказки, конечно, не смогу привести. Но обычно это короткие зарисовки. Как Петечка подружился с девочкой Лизой, защитив её от нападок других мальчишек, которые, как оказалось, были её старшими братьями. Или как он играл с Женей и Юлей, пока мама полола траву в огороде. Или как Петечка придумал и смастерил Лизе на Новый год подарок — картонный домик для пупса. Конечно, стараюсь рассказывать сказки, которые по времени согласуются со временем года за окном.

Сказки для ребенка

Это примитивные истории, по типу «пошел-сделал-сказал-ответил». По времени они занимают не более 7-10 минут  — на дольше меня саму просто не хватает. 🙂 Они не несут особенной художественной ценности. В них нет трудных и непонятных ребенку слов. А если они встречаются, то я стараюсь их объяснять по ходу рассказа. Но сыну они помогают усваивать простые вещи: говорить «спасибо» после еды, делать другим подарки, не бояться паучков и бабочек, помогать маме по дому, заступаться за младших…

Именно после таких сказок сын стал говорить нам чаще (хотя правильнее сказать почти постоянно — раньше время от времени говорил): «Я тебя люблю» или «Ты красивая», убирать со стола посуду за собой, но главное — я вижу, что он ассоциирует себя с Петечкой и часто, хоть и не говорит вслух, но какие-то свои детские «проблемы» решает именно через эти сказки.

Сейчас у меня случился небольшой застой в сочинении новых историй про Петечку, поэтому я часто прибегаю к простому чтению книжек — слава богу, сейчас у сына приличная библиотека и выбрать есть из чего. Но я подозреваю, что к «Сказке про Петечку» мы ещё вернёмся.

Возможно, вас заинтересуют и эти мысли:

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (2 votes, average: 5,00 out of 5)
Загрузка...
Понравилось? Поделитесь с друзьями. Спасибо!

Written by Shiawase

Комментариев: 31

Ирэна

Очень хорошая практика, молодец, Светик!
Я тоже много сочиняла историй, хотя не таких «терапевтических», к сожалению… Потом ребенок вырос, и часто сочиняем вместе и он даже бежит записывать или сам придумывает продолжение. Но я все равно корю себя, что в свое время мало сказала нужных слов, пускай за счет сказки, которые помогли бы ему в теперешней жизни..

Ответить
Shiawase

Да не то, чтобы хорошая… На самом деле, многое я не успеваю или забываю сказать, или даже не знаю, как сформулировать… Так что, это только начало — слава богу, время пока ещё есть. 🙂 После 8 лет, мне кажется, это уже перестанет действовать. Правда, в случае с моим сыном, у меня время до 6, по-моему :)))))

Ответить
Иван

Сказка на ночь- дело не сложное. Придумывается на раз. главное. чтоб родители находили на нее время. Оно того стоит.

Ответить
Shiawase

Кому как, Иван. Я привела пример в тексте одной моей знакомой, которой придумывать сказки сложно… 🙂

Ответить
Светлана Локтыш

Мне кажется, Светочка, что дел тут не в том, что знакомая «не умеет» сочинять сказок, а в том, что она отказалась от этой мысли, даже не попробовав. И, увы, ту же программу передала сыну. Так вот и воспитываем неуспешных людей…
Хороший родитель найдет и время, и ресурсы. У плохого — тут же найдутся отговорки. Хорошо, когда в человеку больше все же «хорошего» родителя, чем «плохого», как бы ни было иногда трудно.
Я тоже сочиняла сказки на ходу. Правда, героями их как раз были мальчики с такими же именами, как у моих сыновей. И «дела» их были удивительно похожи на то, что делали и думали мои мальчики. А потом мы вместе с ними придумывали концовки таких историй.
А иногда тоже просто читала — мальчики любили, когда я читаю. Обычно, в лицах. Так и сами, в лицах, пересказывали сказки. Когда были маленькие, это поучалось забавно.

Ответить
Shiawase

Свет, я далека от того, чтобы делить родителей (да и вообще людей) на «хороших» и «плохих»… Каждый поступает так, как может и считает нужным… 🙂 Сложно выразить двумя словами моё нынешнее мироощущение.
Мне кажется, хоть сочиненные сказки, хоть прочитанные — перед сном особенно создают особенное единение родителя и ребенка. А кто-то может считать совсем по-другому. И это его точка зрения тоже имеет место на существование. Мир такой многогранный, что не втиснешь его ни в какие рамки.. 🙂
Вот видишь, на пустом месте как я тут расфилософствовалась. 🙂 🙂 🙂

Ответить
Светлана Локтыш

Людей — да. Все для чего-то нужны.
А вот насчет «плохого» и «хорошего» родителя — ты не обратила внимания на скобки. Говори я об этом не условно, ставить их не было бы смысла.
Я считаю, что в каждом человеке есть и «плохой» родитель, и «хороший» . И какого из этих родителей мы «включаем» больше во время воспитания чад, это уже от человека зависит. Чаще «включим» «плохого» — ленивого, неуверенного, например, — так и ребенок вырастет ленивым, неуверенным, неуспешным и т.д.
А про единение… Я с этим полностью согласна. Думаю, не согласится только тот, кто не испробовал пока этого метода. Универсального. Потому и живучего столько веков.
…Кстати, комментарии как раз для того, наверное, и существуют, чтобы философствовать. Не знаю, как ты, а я пишу, не редактируя, что придет в голову в данную минуту. А что, иногда интересные мысли заскакивают!

Ответить
Shiawase

Согласна — я за развернутые комментарии 🙂 🙂 🙂 И особенно — «за» — философские. 🙂

Ответить
Елена Курбатова

О, Светик, я тоже дочке сочиняю на ходу так называемые «терапевтические сказки», особенно если мне днём не понравилось её поведение, я стараюсь в сказку вплести поучение на этот счёт). Спасибо тебе за свежую идею, буду развивать в нужном русле)

Ответить
Shiawase

Пожалуйста, Леночка. У тебя и так отличные сказки, судя по тому, что я видела в твоем блоге. 🙂

Ответить
Ольга Сологуб

Помню, мне как-то брат (когда был маленьким) сказал то же самое. Пришлось тоже начинать сочинять, да еще и показывать небольшой спектакль. Брала свои куклы, садилась за дверцу шкафчика и начинала сказку. Благо были еще диафильмы и мы часто устраивали кинопросмотр.

Ответить
Shiawase

Какая вы замечательная сестра! 🙂
О, спектакль — это вообще, мне кажется, высший пилотаж. Я на такое не способна. 🙂

Ответить
andi

Здравствуйте.
Как вариант, нужно использовать диктофон. А там может и целый цикл вышел бы, в помощь молодым родителям.

Удивляться, что у людей нет страсти к сочинительству, не нужно. Мне в школе за сочинение всегда 4 ставили. И какой смысл было что-то придумывать? В старших классах всё списывал.
Что делать, если моё видение книги никак не совпадало с рекомендованным партией? Так что здесь вопрос ещё, у кого мысли уже: у преподавателя, воспитанного коммунистами, или у мечтателя-оболтуса, который умудрился прочитать менее половины (или трети?) школьной программы и получить итоговые отметки 4/4 (рус/лит).
Детям очень просто отбить страсть к жизни. А потом недоумевать останется: «Почему ребёнок такой вырос, я ж…».

Ответить
Shiawase

Доброго дня, andi. 🙂
Диктофон — хорошая идея. Но как-то слабо представляю, что мои сказки, которые я рассказываю конкретно моему ребенку, могут пригодиться кому-то ещё. 🙂 А для образца можно прочитать книгу Дорис, которую я упоминала в тексте — там очень наглядно все. 🙂 🙂 🙂
Кстати, я не удивляюсь, что у кого-то нет страсти к сочинительству. Потому что кто-то умеет сочинять — как я, а кто-то — например, хорошо считать или лепить, чего я не умею совершенно. 😉

Ответить
Светлана Локтыш

Страсти к сочинительству в школе, после школы, вообще — может и не быть, Андрюша. Тут, мне кажется, дело в другом: ребенок просит маму помочь что-то сочинить — а мама отказывает.
Я за то, чтобы хотя бы пробовать. Взрослый хотя бы каким-то опытом обладает, какого у ребенка пока нет вообще.
Ты бы смог отказать своему малышу, не попробовав?
Меня лично «задел» больше всего этот факт. Не с осуждением, а потому, что многим родителям проще отказать, чем включиться в новые «прожект» со своим чадом.
Что касается диктофона — думаю, хорошая идея для тех, кто часто сочиняет малышам сказки. И ты, Светлана, вполне можешь использовать ее. Это пока ты не видишь, как из сказок твоему мальчику можно будет выписать — для всех маленьких мальчиков и девочек. Пока нет живого материала. Будет — думаю, обязательно что-то придумается. Используй момент!

Ответить
Shiawase

Подумаю над вашим с Андреем предложением. 🙂 🙂 Просто сейчас голова забита совсем иными вещами. А еще… слышать себя на диктофоне — это мой личный «кошмар» (тоже самое, как не люблю смотреть себя на видео)…

Ответить
andi

Светлана, «слышать себя» нужно привыкнуть.
Специально учился голос понижать, правил дикцию.
Пока себя не услышишь, не поймёшь, что нужно бы исправить 🙂 Смею заверить, ситуация абсолютно нормальная. Но я не призываю распространять аудио, можно «перенабрать текстом и скорректировать»)

Ответить
andi

Светланочка, разве ж я спорю? 🙁
Если себя в пример привести, есть вещи, которые даже понимая (ну или думая так) невозможно высказать словами.
Сказки могу и по заданию, и на спор сочинять. Но суть не в этом. Есть люди, которые на знают, что такое «мечтать». Представляю себе встречу с таким человеком, и понимаю, что фиаско потерплю, случись подобное. Спросят у меня, «что это», и?
Как *всегда слепому* объяснить закат или шелест листьев на ветру? Для него прилагательные, вроде «жёлтый», не значат ровным счётом ничего.
Можно провести аналогию со старшим поколением. Теми людьми, что считают новое, включая интернет, неимоверно сложным. А в чём сложность? Они же работали с калькулятором, а там более полутора десятков клавиш использовать приходится. В то время, как для банальной навигации достаточно одной. Это мышь имею ввиду. Казалось бы: води мышом, читай подсказки да кликай. Что уж проще? Ан нет, вложенные программы не дают!

Ответить
Светлана Локтыш

Андрюша, с новой стороны открылся: ты, оказывается, романтик! Очень мне нравятся мужчины-романтики! С ними точно не соскучишься, и ожидать чего-то нехорошего не будешь. И это обалденное сочетание — силы и романтизма…
«Объяснить закат» — сказано здорово!
Светланка, наверное слышала выражение «идти на страх». Попробуй! Это весело!Глаза закрываешь — и-и-и… Потом привыкнешь, и свои записи будут уже родными.
Это как с рисунками: тоже ведь пошла на страх. А получилось — здорово! Меня особенно деревья и сирень впечатлили.

Ответить
Shiawase

Я рада, Светочка, что тебе понравились мои рисунки. 🙂

Ответить
Shiawase

Не, Алишик, я не буду. У меня сейчас столько всего писать надо, что не до сказок. Всё больше «взрослые» вещи пишутся… 🙂 🙂 Спасибо за «наводку» 🙂

Ответить
Владимир Здор

Приветствую, Светлана!
Я слышал, что Льюис Кэрролл сочинил «Алису в стране чудес» таким же образом: рассказывал то, что приходило в голову. Думаю, это хорошая техника. Не только для Вашего ребенка, но и для Вас. Так можно прокачивать свои навыки спикера.

Ответить
Shiawase

Рада видеть вас, Владимир. 🙂
Ну, поскольку я больше писатель, чем спикер, то «прокачивать» эти навыки не считаю необходимым в данное время. В голове столько разных планов, их бы записывать успевать, какой уж тут «спикерствовать». 🙂 🙂 🙂

Ответить
Владимир Здор

Умение говорить без остановки, что-то придумывать на ходу везде поможет. Не только во время публичных выступлений.

Ответить
Shiawase

О да, я сразу вспомнила своего преподавателя в универе — он мог болтать бесконечно. Однажды он нам рассказывал, как он сам в свое время сдавал экзамен по литературе и вытянул билет, ответ на который практически не знал. Так вот он минут 20 нам «цитировал» самого себя, а мы катались по партам. Потому что нёс он такую чушь! 🙂 🙂 В общем, придумывать на ходу — это большой талант.
У меня раньше тоже такое было. Сейчас я больше погрузилась в иное состояние: молчаливость. Оно мне более комфортно. 😉

Ответить
Николай

А я думаю что сказки не сочиняют. Это были, которые обросли невероятными подробностями. Потому что человек не может придумать что то такое, чего не может быть в жизни.

Ответить
Shiawase

Николай, а как же быть с фантастикой? Многие авторы писали о том, чего не было в жизни. 😉

Ответить
Вадим

Я мне нравится сказки придумывать, но за основу всегда беру какую-нибудь известную и по ходу переделываю)) Потом когда втянешься, даже очень смешно получается)Пока своих детей нет, рассказывал племяннице)

Ответить
Shiawase

Это хорошо, Вадим, что вы пока «тренируетесь» на племяннице — когда будут свои детки, они будут счастливы слышать от папы такие сказки! Самые интересные, кстати, и получаются, когда их «на ходу переделываешь». 😉 🙂

Ответить

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

This blog is kept spam free by WP-SpamFree.